Воскресенье
05.05.2024
12:52
Вы вошли как Гость
Группа "Гости"Приветствую Вас Гость
RSS
 

Сайт учителя начальных классов Татаринцевой
Ольги Дмитриевны

Главная Мой профиль Регистрация ВыходВход
Каталог файлов »
Меню сайта

Категории раздела
Мои документы [5]
Презентации [7]
Представлены мои работы и работы учеников
Уроки [9]
Внеклассная работа [10]
Для родителей [1]
Для учеников [0]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 5

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Файлы » Мои документы

рабочая программа по литературному чтению 1-4 классы
[ Скачать с сервера (107.5 Kb) ] 14.12.2016, 22:29

Л и т е р а т у р н о е    ч т е н и е

 

1-4 классы

 

Рабочая программа предмета  «Литературное чтение»  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования и на основе образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ с.Ольшанец Задонского муниципального района Липецкой области.

 

Содержание учебного предмета по классам

1 класс

Добукварный период

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. «Азбука» — первая учебная книга.

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собесед­ника, чтение различных текстов). Речь устная и письменная. Предложение. Пословицы и поговорки об учении. Слово и предложение. Слог. Ударение.

Адекватное понимание содержания звучащей речи. Умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения. Умение задавать вопросы по услышанному учебному, художественному произведению. Определение после­довательности событий, осознание цели речевого высказыва­ния. Умение отвечать на вопросы по содержанию произведения.

Звуки в окружающем мире и в речи. Гласный звук [а], буквы А, а. Звуки в словах. Гласный звук [и], буквы И, и. Слог-слияние.  Гласный звук [у], буквы У, у. Гласный звук [о], буквы О, о. Гласный звук [ы]. Буква ы. Гласная буква у.

Букварный период

Умение отвечать на вопросы по содержанию произведения. Определение после­довательности событий, осознание цели речевого высказыва­ния. Умение задавать вопросы по  услышанному учебному,  художественному произведению. Адекватное понимание содержания звучащей речи. Умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения.

 Согласные звуки [н], [н’]. Согласные буквы Н, н. Согласные звуки [л], [л’]. Согласные звуки [в], [в’]. Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д. Заглавная гласная буква Я. Мягкий согласный звук [ч’]. Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Гласные буквы Ё, ё. Твёрдый согласный звук [ц]. Согласные звуки [с], [с’]. Согласные  буквы К, к. Согласные звуки [л], [л’]. Согласные буквы В, в. Гласные буквы Е, е. Согласные звуки [п], [п’]. Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з. Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б.  Согласные звуки [д], [д’]. Гласные буквы  Я, я. Мягкие согласные  буквы Ч, ч. Заглавная гласная буква Ё. Звук [й], буквы Й, й. Согласные буквы Х, х. Заглавная гласная буква Ю. Буквы Ц, ц. Гласный звук [э]. Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Согласные буквы С, с. Согласные звуки [т], [т’]. Согласные буквы Р, р. Строчная гласная буква е. Согласные буквы П, п. Согласные буквы М, м. Сопоставление слогов и слов с буквами з, с. Сопоставление слогов и слов с буквами б, п. Сопоставление слогов и слов с буквами д, т. Строчная гласная буква я. Сопоставление слогов и слов с буквами г, к. Буква ь -  показатель мягкости  предшествующих согласных звуков. Сочетание ши. Строчная гласная буква ё. Буквы Й, й.  Характеристика звука ц. Гласный звук [э], буквы Э, э. Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ, щ. Согласные буквы Ф, ф. Согласные звуки [к], [к’]. Согласные буквы Т, т. Согласные звуки [л], [л’], буквы Л, л. Согласные звуки [р], [р’]. Заглавная гласная буква е. Согласные звуки [м], [м’]. Согласные буквы Д, д. Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г.  Буква ь – показатель мягкости. Согласные звуки[х], [х’]. Строчная гласная буква ю. Гласные буквы Э, э. Буквы Щ, щ. Согласные звуки [ф], [ф’]. Разделительный мягкий знак.  Разделительный твердый знак.

Послебукварный период

Определение после­довательности событий, осознание цели речевого высказыва­ния. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения).  Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Постепенное увеличение скорости чтения. Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.

Русский алфавит. Как хорошо уметь читать. Е. И. Чарушин "Как мальчик Женя научился говорить букву «р»". Одна у человека мать, одна и Родина. К. Д.  Ушинский «Наше Отечество».

В. Н. Крупин "Первоучители словенские".  История славянской азбуки. В. Н. Крупин "Первый букварь".  А.С. Пушкин Сказки. Л.Н. Толстой Рассказы для детей. К.Д Ушинский Рассказы для детей. К.И. Чуковский. «Телефон». К. И. Чуковский «Путаница». В.В. Бианки «Первая охота».

С.Я. Маршак «Угомон». «Дважды два». М.М. Пришвин «Предмайское утро».  «Глоток молока».

Стихи и рассказы русских поэтов и писателей С. Михалкова, А. Барто. Веселые стихи  Б. Заходера, В. Берестова, С. Михалкова.

 

Литературное чтение

Жили-были буквы

Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстраци.  Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал). Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения.

В.Данько «Загадочные буквы». И.Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А»». С.Чёрный «Живая азбука». Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет».  Г.Сапгир «Про медведя», М.Бородицкая «Разговор с пчелой», И.Гамазкова «Кто как кричит?». С.Маршак «Автобус номер двадцать шесть».

Из старинных книг.

Загадки. Сказки. Небылицы

Сказки о животных. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Авторские сказки.

Русская народная сказка «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка». Загадки, песенки, потешки. Небылицы. Русские народные потешки. Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни». Александр Сергеевич Пушкин «Ветер, ветер…», «Ветер по морю гуляет…»,«Белка песенки поёт…»

Апрель, апрель! Звенит капель…

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся:  устное словесное рисование.

А.Майков «Ласточка примчалась…», «Весна» А.Плещеев «Сельская песенка». Т Белозёров «Подснежники».С.Маршак «Апрель». И. Токмакова «Ручей». Е. Трутнева. «Когда это бывает?».

И в шутку, и всерьёз! 

Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей.

 И.Токмакова «Мы играли в  хохотушки». Я.Тайц «Волк». Г. Кружков «РРРЫ!». Н.Артюхова «Саша-дразнилка». К.Чуковский «Федотка», О. Дриз «Привет». О.Григорьев «Стук», И. Токмакова «Разговор Лютика и Жучка», И.Пивоварова «Кулинаки-пулинаки». К.Чуковский «Телефон».

М. Пляцковский «Помощник».

Я и мои друзья

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.  Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: рассуждение (монолог героя, диалог героев). Из старинных книг

Ю.Ермолаев «Лучший друг», Е.Благинина «Подарок». В.Орлов «Кто первый?». С.Михалков «Бараны», Р. Сеф «Совет»,В.Берестов «В магазине игрушек», В Орлов «Если дружбой дорожить…». И. Пивоварова «Вежливый ослик». Я. Аким «Моя родня», С.Маршак «Хороший день». 

М. Пляцковский «Сердитый дог Буль». Ю. Энтин «Про дружбу».

О братьях наших меньших

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою. Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: рассуждение (монолог героя, диалог героев).

С.Михалков «Трезор», Р. Сеф «Кто любит собак…». В.Осеева «Собака яростно лаяла (Плохо)».

И. Токмакова «Купите собаку». М Пляцковский «Цап Царыпыч», Г.Сапгир «Кошка».

В.Берестов «Лягушата», В.Лунин «Никого не обижай». С.Михалков «Важный совет». Д.Хармс «Храбрый ёж». Н.Сладков «Лисица и Еж».С.Аксаков «Гнездо».

 

2 класс

Самое великое чудо на свете

Установка на нормальный для читающего темп беглости. Знакомство  с учебником. Типы книг, изданий. Алфавитный каталог. Представленность разных видов книг. Старинные и современные книги. 

 Игра" Крестики-нолики".  Самое великое чудо на свете. О чём может рассказать школьная библиотека?  

 Устное народное творчество

Особенности фольклорного текста. Основные темы детского чтения: фольклор разных народов. Жанровое разнообразие произведений. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Сказки о животных. Сказки бытовые. Сказки волшебные. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.

Устное народное творчество. Народная мудрость пословиц и поговорок. Малые фольклорные жанры. Русские народные песни, потешки и прибаутки. Потешки и поговорки. Малые фольклорные  жанры. Считалки и небылицы. Народная мудрость в загадках. Загадки о животных.

Выражение духа родного языка. Сказка «Петушок и бобовое зернышко».  Сказка «У страха глаза велики». Сказка  «Лиса и тетерев». Сказка «Лиса и журавль». Сказка  «Каша из топора».

Сказка «Гуси-лебеди».

Люблю природу русскую. Осень.

Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ.

Осенние загадки. Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…». К.Бальмонт «Поспевает брусника…». А.Фет «Ласточки пропали…». А.Плещеев «Осень наступила…».  «Осенние листья» - тема для поэтов. В.Берестов «Хитрые грибы», "Грибы".   «Осеннее утро» М.Пришвин.,  И. Бунин

«Сегодня так светло кругом».                                                                                                                 

Русские писатели                                                                                                                                                 

Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст.                Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Основные темы детского чтения: о добре и зле. Литературная (авторская) сказка. Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста.

А. С. Пушкин. Вступление к поэме «Руслан и Людмила». Лирические стихотворения А. С. Пушкина.  А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».  И.А.Крылов «Лебедь, Рак  и Щука».  И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей». Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек».  Л.Н.Толстой «Филипок». Л.Н.Толстой «Котёнок», «Правда всего дороже».  Весёлые стихи.                                                                                                                                                  

О братьях наших меньших

Основные темы детского чтения: о братьях наших меньших. Монолог как форма речевого высказывания. Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос.  Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему.  Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста. Основные темы детского чтения: о братьях наших меньших.

Б. Заходер «Плачет киска..». И.Пивоварова «Жила-была собака».  В.Берестов «Кошкин щенок».                                                                                      

М.Пришвин «Ребята и утята». Е.Чарушин «Страшный рассказ».  Б.Житков «Храбрый утенок».

В.Бианки «Музыкант».  В.Бианки «Сова». 

Из детских журналов

Представленность разных видов книг: детские периодические издания (по выбору). Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания.  

Д.Хармс «Игра». Д.Хармс «Вы знаете?». С.Маршак «Веселые чижи».  Д.Хармс «Что это было?». Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог».  Ю.Владимиров «Чудаки». А.Введенский «Ученый Петя»,  А.И. Введенский «Лошадка».                                                                                                                                           

Люблю природу русскую! Зима.

Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Выбор книг на основе рекомендованного списка.

Стихи о первом снеге. Ф.Тютчев «Чародейкою зимою..». С.Есенин «Поет зима…». С.Есенин «Береза». Сказка «Два мороза». С.Михалков «Новогодняя быль». А.Барто «Дело было в январе»

Писатели – детям

Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою. Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания:  описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев). Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ). Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст.

К.И.Чуковский «Путаница»,  «Радость»,  «Федорино горе».  С.Я.Маршак «Кот и лодыри». С.В.Михалков «Мой секрет», «Сила воли»,  «Мой щенок».  А.Л.Барто «Верёвочка», «Мы не заметили жука», «В школу», «Вовка – добрая душа». Н.Носов «Затейники», «Живая шляпа», «На горке».

Я и мои друзья

Выбор книг на основе рекомендованного списка. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Выбор книг на основе рекомендованного списка.

Стихи о дружбе и обидах.   Н.Булгаков «Анна, не грусти!».  Ю.Ермолаев «Два пирожных».  В.Осеева «Волшебное слово», «Хорошее», «Почему».                                                                                                                                                       

Люблю природу русскую! Весна.

Основные темы детского чтения: о природе. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.  Основные темы детского чтения: о природе.

 Стихи Ф.Тютчева о весне. Стихи А.Плещеева о весне. А.Блок «На лугу». С.Маршак «Снег теперь уже не тот». И.Бунин «Матери». А.Плещеев «В бурю». Е.Благинина «Посидим в тишине».                                                 

Э.Мошковская «Я маму мою обидел». С. Васильев «Белая берёза».                                                                                                                                                                                                

И в шутку, и всерьёз.

Основные темы детского чтения Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения: юмористические произведения. Понимание нравственного содержания прочитанного Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Понимание нравственного содержания прочитанного. Умение находить в тексте необходимую информацию. Использование норм речевого этикета. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Основные темы детского чтения: юмористические произведения.

Б.Заходер «Что красивей всего?»,«Товарищам детям». А. Милн «Винни – Пух и все, все, все». Б.Заходер «Песенки Винни-Пуха». Э.Успенский «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой…». Стихи Э.Успенского. Стихи В.Берестова. И. Токмакова «Плим», «В чудной стране». Г. Остер «Будем знакомы». В.Драгунский «Тайное становится явным». Весёлые произведения детских писателей.

Литература зарубежных стран

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Подробный пересказ текста. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст

Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог». Английские народные песенки «Перчатки», «Храбрецы».  Французская народная песенка «Сюзон и мотылёк».  Немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети». Шарь Перро «Кот в сапогах», «Красная шапочка». Ганс Христиан Андерсен «Принцесса на горошине». Эни Хогарт «Мафин и паук».                                                                                                                                                                                                  

 

3 класс

Самое великое чудо на свете

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Представленность разных видов книг: историческая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная.

Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров.

Устное народное творчество

Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений. Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений. Произведения устного народного творчества разных народов России. Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

Русские народные песни. Докучные сказки. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк».  Русская народная сказка «Сивка-бурка».

Поэтическая тетрадь

 Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся:  устное словесное рисование. Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Ф.Тютчев «Весенняя гроза».  Ф.И.Тютчев «Листья».  Сочинение – миниатюра «О чём  расскажут осенние листья». «Как научиться читать стихи». А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…». И.Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…», «Встреча зимы». И.Суриков «Детство». И.Суриков «Зима

Великие русские писатели

Типы книг (изданий): книга произведение, книга сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Алфавитный каталог. Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: на основе репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. Рассказ, стихотворение, Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация. Басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах. Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

А.С.Пушкин Лирические стихотворения. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…». И.А.Крылов «Мартышка и очки». И.А.Крылов «Зеркало и обезьяна». И.А.Крылов «Ворона и Лисица».  М.Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…», Утес»,«Осень».  Детство Л.Н.Толстого (из воспоминаний писателя). Л.Н.Толстой «Акула», «Прыжок»,«Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря».

Поэтическая тетрадь

Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Н.А.Некрасов «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором…». Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». К.Д.Бальмонт «Золотое слово». И.А.Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги…». 

Литературные сказки

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий).

Д. Мамин-Сибиряк «Присказка к Аленушкиным сказкам», «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». В. Гаршин «Лягушка – путешественница». В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович».

Были - небылицы

Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

М. Горький. «Случай с Евсейкой». К.Паустовский. «Растрепанный воробей». А. Куприн «Слон».

Поэтическая тетрадь

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол. 

С. Чёрный. «Что ты тискаешь утенка?..», «Воробей», «Слон». А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона». С.Есенин«Черемуха».                                                                                                                        

Люби живое

Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Основные темы детского чтения: произведения о Родине. Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента. Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям. Освоение разных видов пересказа художественного текста. Краткий пересказ текста: определение главной мысли фрагмента. Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: инсценирование, драматизация.

М. Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний). И. Соколов-Микитов «Листопадничек». В.И. Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку». В. Бианки «Мышонок Пик». Б. Житков «Про обезьянку». В.Л.Дуров «Наша Жучка». В. Астафьев «Капалуха». В. Драгунский. «Он живой и светится».

Поэтическая тетрадь

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся:  устное словесное рисование.

С.Я.Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной». А. Барто. «Разлука», «В театре». С. Михалков «Если».  Е. Благинина «Кукушка», «Котёнок».

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок

Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению. Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание.

Б. Шергин. «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». А. Платонов «Цветок на земле». А. Платонов  «Еще мама». М. Зощенко «Золотые слова». М. Зощенко «Великие путешественники». Н. Носов «Федина задача», «Телефон». В. Драгунский «Друг детства».

По страницам детских журналов «Мурзилка», «Весёлые картинки»

Умение работать с разными видами информации. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов. Представленность разных видов книг: детские периодические издания (по выбору). Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.                                  

Ю. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели». Г. Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды». Р. Сеф «Веселые стихи».

Зарубежная литература

Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя). Мифы Древней Греции «Храбрый Персей». Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок».

 

4 класс

Летописи, былины, жития

 Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: сравнение текста летописи и исторических источников.

Летописи. "И повесил Олег свой щит на вратах Царьграда". "И вспомнил Олег коня своего"

 «Ильины три поездочки». Текст былины в пересказе Н. Карнауховой.  «Житие Сергия Радонежского».

Чудесный мир классики

Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников. Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Освоение разных видов пересказа художественного текста: выборочный и краткий (передача основных мыслей). Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий).

П.Ершов "Конёк-горбунок". А. Пушкин. Биография. "Няне", "Туча", "Унылая пора! Очей очарованье!". А.Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях". М. Лермонтов. Биография. "Дары Терека".  М. Лермонтов "Ашик-Кериб"  Л.Толстой "Детство". "Как мужик камень убрал". А.П.Чехов «Мальчики».

 

 

Поэтическая тетрадь

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся:  устное словесное рисование. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения.

Ф.Тютчев "Ещё земли печален вид…". "Как неожиданно и ярко…" А.Фет "Весенний дождь", "Бабочка". Е. Баратынский "Весна, весна! Как воздух чист!...","Где сладкий шёпот…".  А.Плещеев "Дети и птичка". И.Никитин "В синем небе плывут облака". Н.Некрасов "Школьник", "В зимние сумерки нянины сказки…". И.Бунин "Листопад".

Литературные сказки

Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов. Озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания. Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

 В.Одоевский «Городок в табакерке». В.Гаршин «Сказка о жабе и розе». П.Бажов «Серебряное копытце». С.Аксаков «Аленький цветочек».

Делу время –  потехе час

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт.  Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения.

Е. Щварц "Сказка о потеряном времени". В. Драгунский "Главные реки", "Что любит Мишка".  В. Голявкин "Никакой горчицы я не ел".

Страна детства

Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт.  Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся:  устное словесное рисование. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации).

Б. Житков «Как я ловил человечков». К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками". М. Зощенко " Ёлка".

Поэтическая тетрадь

Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся:  устное словесное рисование. Основные темы детского чтения.

В.Брюсов "Опять сон", "Детская". С.Есенин "Бабушкины сказки". М. Цветаева "Бежит тропинка с бугорка…", "Наши царства".

Природа и мы

Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.

Д.Мамин-Сибиряк "Приёмыш". А. Куприн "Барбос и Жулька". М.Пришвин "Выскочка". Е. Чарушин "Кабан".  «Стрижонок Скрип».

Поэтическая тетрадь

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов. Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: сравнений, метафор, гипербол.  Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся:  устное словесное рисование. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Б.Пастернак «Золотая осень». С. Клычков "Весна в лесу".    Д. Кедрин "Бабье лето". Н. Рубцов "Сентябрь". С.Есенин "Лебёдушка".

Родина

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся:  устное словесное рисование. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.

И. Никитин "Русь". С. Дрожжин "Родине", А. Жигулин "О, Родина! В неярком блеске…".

Б. Слуцкий "Лошади в океане".

Страна фантазия

Представленность разных видов книг: приключенческая, фантастическая. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении  действий).

Е. Велтистов "Приключения Электроника". К. Булычёв "Путешествие Алисы".

Зарубежная литература

Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему. Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв. Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении  действий).

С. Лагерлёф "В Назарете". Д. Свифт "Путешествие Гулливера". Г.Х. Андерсен "Русалочка". М. Твен "Приключения Тома Сойера". С. Лагерлёф "Святая ночь".

 

 

Категория: Мои документы | Добавил: OlgaTatarinceva
Просмотров: 199 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz