Воскресенье
05.05.2024
13:32
Вы вошли как Гость
Группа "Гости"Приветствую Вас Гость
RSS
 

Сайт учителя начальных классов Татаринцевой
Ольги Дмитриевны

Главная Мой профиль Регистрация ВыходВход
Каталог файлов »
Меню сайта

Категории раздела
Мои документы [5]
Презентации [7]
Представлены мои работы и работы учеников
Уроки [9]
Внеклассная работа [10]
Для родителей [1]
Для учеников [0]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 5

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Файлы » Уроки

Царство грибов
16.10.2013, 22:34

                    Мы  и окружающий  мир.                     3 класс (Л.В.Занков)

ТЕМА.  Царство грибов

ЦЕЛИ:  познакомить детей с новым «царством» - «царством» грибов;

             со строением грибов и их значением для природы и для человека;

             расширять кругозор учащихся, развивать любознательность, воспитывать               бережное отношение к природе.

ОБОРУДОВАНИЕ. Таблицы «части растений», «Части гриба», «Полное лукошко», рисунки грибов, муляжи грибов; карточки с рисунками грибов для игры «Съедобные - несъедобные», дополнительная литература о грибах.

 

ПЛАН  УРОКА:

1.Проверка домашнего задания.

2. Работа над новой темой.

3. Самостоятельная работа.

4. Закрепление нового материала.

5. Игра «Собери грибы».

6. Сообщения учащихся.

7. Викторина о грибах.

8. Сообщения учащихся.

9. Грибные частушки.

10. Итог урока.

11. Задание на дом.

 

Х О Д   У Р О К А.

 

1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

– Какие изменения произошли в неживой и живой природе  с приходом осени?

– Как надо охранять растения?

                 (Дети показывают рисунки-плакаты об охране растений)

 

2. РАБОТА НАД НОВОЙ ТЕМОЙ.

Отгадайте загадку.

И на горке, и под горкой,

Под берёзой и под ёлкой,

Хороводами и в ряд

В шляпках молодцы стоят.

   –  Сегодня мы отправляемся в новое путешествие – в «Царство грибов». Там мы познакомимся со строением грибов и их значением для природы и для человека;

узнаем названия некоторых грибов; сходим на лесную полянку за грибами

узнаем, как надо правильно собирать грибы, и как их охранять.          

   – Давайте вспомним, какие части имеются у растения?

                (Работа по таблице)

–  Как вы думаете, какие части есть у грибов?

                (Работа по таблице)

–  На какие виды делятся грибы?

               (Съедобные и несъедобные)

–  Назовите съедобные грибы.

                (Ответы детей)

 –  А ещё грибы бывают трубчатые: боровик, подберёзовик, подосиновик и др.

               (Показ муляжей грибов)

Пластинчатые: лисички, грузди, сыроежки…

                (Показ муляжей грибов)

 

3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

                        Чтение текста в учебнике

 

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

                       Загадки и стихотворения о грибах.

1. Он в осиннике родился,

Как в траве ни притаился,

Всё равно его найдём

Шляпка красная на нём. (подосиновик)

                 Выходит ребёнок в костюме гриба и рассказывает стихотворение.

У меня красноватая шляпка,

У меня волосатая ножка,

И если тебе попадусь я,

Клади меня смело в лукошко.              

2. Я стою на толстой ножке,

Я стою на ножке гладкой,

Под коричневою шляпкой,

С нежной бархатной подкладкой,

Если б очень захотели,

Вы меня найти могли б.

Я расту в лесу дубовом.  (боровик)

                 Выходит ребёнок в костюме гриба и рассказывает стихотворение.

                             Полосатый, важный, как старик,

Сел у дуба боровик,

Посидел и заскучал

И внучат к себе позвал,

И теперь под дубом тут

33 грибка растут.

3. Нет грибов дружней, чем эти –

Знают взрослые и дети, –

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу. (опята)

                 Выходит ребёнок в костюме гриба и рассказывает стихотворение.

Познакомьтесь с нами, ребята!

Наше имя простое – опята!

Мы растём у пня,

Не ищите полдня!

4. Люблю я в разных шапках быть,

То в жёлтой, то в зеленоватой,

То в красной или сероватой.

Собирай, не мешкай, это …(сыроежки)

                 Выходит ребёнок в костюме гриба и рассказывает стихотворение.

Ах, какие мы заметные,

Грибники для нас гроза:

Наши шляпки разноцветные

Всем бросаются в глаза.

Как увидят нас, не мешкая

Собирают всех подряд.

Называют сыроежками,

Но сырыми не едят.

 

5.  Ножка белая, прямая,

Шапка красная, большая,

А на шляпке, как веснушки,

Беленькие конопушки. (мухомор)

                Выходит ребёнок в костюме гриба и рассказывает стихотворение.

Однажды красный мухомор

Расхвастался перед грибами,

Что он-де украшает бор,

Что все отлично знают сами,

Как он наряден,

Как умён,

Какая шапочка на нём!

А сыроежечка сказала:

- В твоём наряде проку мало!

Ты, батюшка, хорош на вид,

Но ядовит!

6.  У него невзрачный вид,

Воланчик на ножке его не украсил.

Ты не трогай этот гриб.

Учти – он очень ядовит!

Смотри, не бери его с полянки!

Его называют …(поганка)

                   Выходят две девочки с корзинками и рассказывают стихотворение.

Разноцветные поганки

Сами лезут на полянки.

Мы обходим стороной,

Нам не надо ни одной.

Пучеглазый мухомор

Боком сел на косогор.

Нам не нужен мухомор,

Не пойдём на косогор.

Под осинами на кочке

Гриб в малиновом платочке.

Подосиновиком звать,

И его придётся взять.

Точно жёлтые цыплята,

Разбрелись в бору маслята.

Снизу донышко под плёнкой,

Сверху масло в коже тонкой.

Рядышком с иголками

Рыжики под ёлками.

Не малы, не велики,

И лежат, как пятаки.

А во мху, как на подушке,

Чьё-то беленькое ушко,

И за ним ещё штук пять.

Это грузди! Надо взять.

Вот и гриб-боровик!

И красив он, и велик,

В толстой шапке набекрень,

Ножка крепкая, как пень.

Солнце стало ниже сосен,

Мы едва корзинку носим,

В ней уже давным-давно

Преполным-полным полно.

Начала спадать жара –

Нам домой идти пора.

 

5. ИГРА  «СОБЕРИ  ГРИБЫ»

           Детям раздаются карточки с рисунками грибов. Дети должны разложить их на две группы: съедобные и несъедобные грибы.

–  Вам было интересно собирать грибы?

–  А правильно ли мы собираем их?

–  Кто знает, как правильно собирать грибы?

               (Ответы детей)

 

6. СООБЩЕНИЯ  УЧАЩИХСЯ.

n  Очень осторожными необходимо быть при сборе грибов. Собирайте только те, которые хорошо знаете. Старайтесь приготовить сразу же, не оставляя грибы на ночь. Не берите старых, осклизлых, червивых грибов. Никогда не пробуйте на язык сырых грибов, даже сыроежек.

n  Главное – не нарушать места, где растут грибы. Если гриб нечем срезать, это не беда. Его можно раскачать, а затем аккуратно вывернуть из земли вместе с ножкой. Все листочки и хвоинки должны остаться нетронутыми, а полянка, на которой рос гриб, неповреждённой. Если гриб оказался червивым, разломай его шляпку на несколько частей и разбросай в разные стороны. Его споры прорастут на новом месте, будет больше грибов.

n  Незнакомые и несъедобные грибы не собирают, но и не топчут, не сбивают ногами. Они нужны лесу.

n  Нельзя собирать грибы возле шоссейных дорог и промышленных предприятий, в городских скверах. В этих грибах накапливаются вредные вещества, которые выбрасывают автомобили и предприятия.

 

 

7. ВИКТОРИНА О ГРИБАХ.

1.     Кто лечится мухоморами? (Лось)

2.     Какой гриб использовали врачи во время Великой Отечественной войны в медицине? (Трутовик. Он заменял вату)

3.     Какие птицы едят грибы? (Грибы)

4.     Какие грибы появляются первыми? (Сморчки)

5.     Может ли гриб съесть дом? (Да. Это домовой гриб, который разрушает древесину)

6.  Сейчас я вам покажу и назову несколько грибов, мне кажется, что все они     съедобные. Права ли я?

             Рыжик, маслёнок, желчный, опёнок. (Желчный - ядовитый)

 

8.  СООБЩЕНИЯ  УЧАЩИХСЯ.

n  Мир грибов удивителен. Он поражает формой, цветом, запахом. У каждого гриба своя окраска. Но самые разноцветные – сыроежки. Грибы эти не «знатные». Если везёшь их издалека, раскрошатся. Но встреча с ними всегда радует. Раскрывшаяся сыроежка похожа на маленький зонтик. После дождя или сильной росы на зонтике собирается маленькое озерко, из которого пьют насекомые, а в жаркий день в тени сыроежки прячется маленький лягушонок. Растут сыроежки и в хвойных, и в лиственных лесах, и на болотах. Но и среди сыроежек встречаются ядовитые.

n  Есть у осени самый главный подарок – опята. Грибы эти очень чувствительны к колебаниям температуры. Самая благоприятная температура от 8градусов до 13 градусов тепла, если такая температура будет в августе, значит, они появятся на месяц раньше, а поднимется температура выше, исчезнут опята. Дружными семейками появляются опята на старых пнях, в траве, а иногда взбираются высоко на деревья. Особенно много их на старых вырубках. Но кроме красоты и вкуса, у опят немало и других свойств. Если они поселятся на живых растениях, дереву это вредит, оно умирает. А на вырубках опята приносят большую пользу – разрушают старые пни. Корчевать пни трудно, а грибы за несколько лет полностью их разрушат. Хранят опята и одну неразгаданную тайну: грибница их светится ночью холодным зеленоватым цветом. Но помните: у опёнка есть двойник – ложный опёнок, только кольца на ножке у него не бывает, а мякоть пахнет неприятно.

n  Плесень на гниющих растениях, на продуктах питания – это тоже грибы. Из таких грибов получают очень ценное лекарство – пенициллин, которое уничтожает болезнетворные микробы.

n  Грибные лекарства раньше особенно широко применялись в Японии, Китае, Тибете. У нас грибов намного больше и они значительно разнообразнее. Ещё 300 лет тому назад люди применяли для лечения желудочно-кишечных заболеваний белый гриб.

n   Настойка из мухомора служит для растирания при ревматизме (принимать внутрь нельзя ни в коем случае). Лечат мухоморы и животных. Поедая эти грибы животные избавляются от глистов.

n  Дождевики прикладывают к ране, рана заживает, кровь останавливается.

 

 

9.  ГРИБНЫЕ ЧАСТУШКИ.

Ставьте ушки на макушки,

Слушайте внимательно,

Про грибы споём частушки

Очень замечательно.

Я на дереве сидела,

С высоты грибы смотрела.

Как подуло ветерком,

Я с берёзы кувырком.

Сколько лет тебе, сморчок?

Ты по виду старичок.

Удивил грибок меня:

«Возраст мой всего два дня».

Наша Зиночка с корзиночкой

Ходила по грибы.

Она сбилася с дороженьки,

Попала не туды.

Леня рано-рано встал,

Все грибы в лесу собрал.

Хвалится грибочками

С беленькими точками.

Кабы-кабы да кабы

На носу росли грибы,

Сами бы варилися,

Да и в рот катилися.

По лесочку шла я, шла,

Много я грибов нашла.

Как увидела медведя,

Еле ноги унесла.

Мы с подружкой в лес ходили,

Там огромный гриб нашли.

Мы вдвоём его тащили,

Домой еле донесли.

Рано утром в лес пошла,

Домой поганок принесла.

Их нажарила и съела,

А потом совсем сдурела.

Мы частушки вам пропели

Хорошо ли плохо ли,

А теперь мы вас попросим,

Чтобы нам похлопали.

 

10.  ИТОГ  УРОКА

  –  Грибы – это растения или нет?

               (Ответы детей)

  –  Не растения, – скажут одни. И будут правы. Нет у них таких частей, как у растений.

  –  Растения, – скажут другие. И тоже будут правы. Грибы питаются теми же питательными веществами, что и растения.

  –  Учёные выделили грибы в особое «царство» – «Царство грибов».

  –  Грибы очень нужны лесу! Дело в том, что грибницы подходят к корням деревьев и срастаются с ними. Ты, конечно, знаешь, что корни всасывают из почвы воду и питательные вещества. Грибница грибов помогает им! Да так, что без неё деревья растут гораздо хуже.

      А ещё грибы нужны лесу потому, что ими питаются многие лесные животные.

Деревья, травы и цветы

С тобой по-дружески на ты.

Но даже с кустиком травы

Ты будь, пожалуйста, на Вы!

 

11.  ЗАДАНИЕ НА ДОМ.

           Нарисовать 5 съедобных грибов, составить правила охраны грибов

 

Категория: Уроки | Добавил: OlgaTatarinceva | Теги: окружающий мир 3 -4 класс, начальная школа
Просмотров: 1514 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz