ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1 класс
Тема. ОДОМАШНИВАНИЕ ЖИВОТНЫХ. ДОМАШНИЕ
ЖИВОТНЫЕ И ИХ ПРЕДКИ
Цель: познакомить
учащихся с тем, как происходило одомашнивание животных; расширить и углубить
знания учащихся о диких и домашних животных.
Х о д у р о
к а
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
П. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ
БЕСЕДА.
– Ребята, кто
сегодня утром пил молоко?
– А откуда берётся
молоко?
– А где живут
коровы?
– Кто сегодня
ел яичницу?
– Откуда
берутся яйца?
– А где живут
куры?
– А из чего
связали свитер?
– Где взяли
шерсть для ниток?
– Где живут
овцы?
– Овцы, куры,
коровы – это какие животные? (Домашние.)
– Ребята, а
всегда ли были домашние животные?
– Как вы
думаете, о чём мы сегодня узнаем на уроке?
III. РАБОТА
НАД НОВОЙ ТЕМОЙ.
1. Вопросы
для учащихся.
– Назовите
известных вам диких животных.
– Почему мы их называем
дикими?
– Кто из вас
видел диких животных?
– Где? Когда? (Дикие животные – животные, живущие в дикой природе и сами
добывающие себе корм.)
2. Рассказ
учителя.
На Ближнем Востоке жили дикие предки современных овец, коз,
свиней и коров. Они и стали первыми домашними животными.
Люди охотились на этих животных и иногда приносили маленьких
ягнят или козлят к себе в общину. Со временем эти животные становились
ручными. Их потомство также вырастало ручным, и вскоре в общине появлялось
стадо домашних животных. Люди ухаживали за стадом, кормили его, защищали от
диких животных. Они пили молоко домашних животных и забивали их, когда им нужны
были мясо и шкуры. Так община из охотников превратилась в скотоводов.
– Кто помнит
сказку Р. Киплинга «О Кошке, которая гуляла сама по себе»?
– Что в этой
сказке правда?
– А что
фантазия?
– Рассмотрите
внимательно иллюстрацию в учебнике на с. 19,
– Что делают люди? Зачем?
3.
Самостоятельное чтение текста на с. 19.
Прочитайте про себя текст и скажите:
– Загнав
животных в загон, что заметили люди?
– Кто стал
первым верным помощником для людей?
4. Подумай и поразмышляй.
– Каких
животных потребовалось одомашнить человеку в разных местах Земли для езды и
перевозки грузов?
Север – олени, собаки.
Юг – верблюды, ослы.
Буйволы, быки, лошади, слоны.
– Почему
северного оленя мы называем домашним животным, а оленей, живущих в наших лесах,
– дикими?
5. Работа с карточками.
– Покажите
домашних животных, разложив карточки с ними на парте. (Корова, лошадь, куры, коза, бык, собака, кошка.)
– Распределите
их на 2 группы.
– По какому
признаку вы их поделили? (Растительноядные
и хищные.)
– Положите на
парте 6 карточек с дикими животными. (Лось,
белка, лиса, вояк, сова, лебедь.)
– На какие
группы их можно разделить?
6. Сравнение домашних животных и их предков по иллюстрации
на с, 20.
– Соедините
линией домашнее животное и его предка.
– Они
одинаковые или чем-то отличаются? Чем?
– Для каких целей используют этих животных?
Корова – даёт молоко
(сливки, сметана, творог, сыр, простокваша, кефир, ряженка, йогурт, сгущенка),
мясо, жир. Кожа – одежда (куртки, пальто), сумки, обувь, ремни. Копыта и рога –
клей, желатин (в мармелад).
Конь – тягловая сила, езда верхом. Мясо, молоко (кумыс). Шкура
– кожа (ремни, сумки, упряжь).
Овцы – мясо (баранина), молоко (сыр, брынза), шерсть (ткани
для пальто, костюмов), варежки, носки. Шкура с шерстью – полушубки, дублёнки.
Шкурки ягнят – каракуль (шапки, воротники, шубки).
Козы – мясо, молоко, кожа.
Свиньи – мясо, жир, сало. Щетина (сапожные щетки). Кожа – обувь.
Кролики – мясо, шкурки – шапки, шубки.
Гуси – мясо, пух (подушки, перины), жир.
Утки – яйца, пух, мясо.
Куры – яйца, пух,
мясо.
Кошка – мышелов, друг.
Собака – сторож, пограничник, пожарник (спасает детей), милиционер
(поиск преступника), сапёр (ищет мины), таможенник (ищет наркотики), пастух, охотник,
ездовые собаки. Собака – друг человека.
IV. ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ УЧАЩИМИСЯ.
Как
первобытные люди нашли друга